государственный флаг России

'ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»'

'Часть 6. Цех № 50'
государственный флаг России

Цех № 50 – старейший стапельный цех ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», представляющий собой два перекрытых единым эллингом наливных дока (Южный и Северный) с габаритными размерами 302,5×44,4 м и размерами ворот 34,7×38,3 м. Каждый док имеет по две стапельные линии и оснащён двумя козловыми кранами грузоподъёмностью 100/20 тонн с высотой подъёма 26,05 м. При работе козловых кранов в тандеме максимальная масса транспортируемых конструкций с использованием траверсы составляет 175 тонн. Поперечная транспортировка грузов между доками осуществляется базирующимися на поперечные фермы перекрытия эллинга мостовыми кранами грузоподъёмностью 5 тонн с высотой подъема до 30 метров. Максимальная ширина изготавливаемых металлоконструкций – 37,5 м. Доки отделяются от наливного бассейна затворами.

Поперечный разрез цеха № 50 ОАО «ПО «Севмаш»
Поперечный разрез цеха № 50 ОАО «ПО «Севмаш» [2]

Первоначальный проект завода предусматривал возведение двух эллингов («А» и «Б») по два наливных дока в каждом. Оба эллинга, предназначенные для строительства крупных военных кораблей, предполагалось объединить единым спусковым комплексом в виде наливного бассейна с прорезью и полушлюзом.

При выборе конструкции стапельных мест предпочтение было отдано варианту с наливными доками, перекрытыми эллингами с единым спусковым сооружением, который имел следующие преимущества перед наклонными стапелями:
• обеспечивалась постройка кораблей в цеховых условиях в горизонтальном положении,
• исключались простои по климатическим причинам,
• облегчались все сборочные и проверочные работы при формировании корпусов и монтаже систем и оборудования, что способствовало увеличению производительности труда и сокращению сроков стапельного периода;
• обеспечивался контролируемый безаварийный спуск (перевод) корпусов на воду при более высоком проценте готовности;
• наличие наливного бассейна допускало подъём судов (докование).

В 1937 году началось строительство эллинга «А». Наливные доки, несмотря на слабость грунтов, оказалось возможным осуществить в «плавающем» варианте, то есть без свайных оснований, а ограждающую бассейн дамбу – путем рефулирования песка из акватории.

В 03.1938 на строительную площадку завода прибыла комиссия, состоявшая из работников Наркомата оборонной промышленности и представителей РККФ, во главе с первым заместителем народного комиссара оборонной промышленности Тевосяном И. и заместителем народного комиссара ВМФ СССР Исаковым И. С. По итогам работы комиссии было принято решение, предусматривающее сокращение объемов строительства. В перечень исключённых из проекта сооружений вошёл и эллинг «Б» с двумя наливными доками.

Строительство эллинга «А»
Строительство эллинга «А» [1]

21.12.1939


Использованные источники

[1] Сайт «СЕВМАШ».

[2] Гуткин Ю. М. Комплекс стапельно-спусковых сооружений с наливным бассейном ОАО ПО «Севмаш». История создания и модернизаций // Судостроение. – 2011. – № 3.

[3] Борисов А. А. История проектирования и строительства Северного машиностроительного предприятия в городе Северодвинске (Воспоминания). – СПб: ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», 2011.

Дата последнего изменения: 28.02.2018.