государственный флаг России

'ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»'

'г. Северодвинск (Архангельская область, Россия)'
государственный флаг России

Часть 1. История

Необходимость создания на Севере судостроительного завода появилась в СССР ещё в годы первой пятилетки, когда 26.11.1926 в стране была принята первая программа советского военного кораблестроения. Правительство решает модернизировать существующие верфи и срочно приступить к созданию новых.

Николо-Корельский монастырь в начале XX века
Николо-Корельский монастырь в начале XX века [2]

В 02.1936 Совет народных комиссаров СССР принял решение о строительстве нового судостроительного завода на расстоянии не более 50 километров от Архангельска. Мощность новой верфи должна была равняться двум судостроительным заводам Николаева. Во исполнение данного решения Главморпром Наркомата тяжёлой промышленности утвердил плановое задание на проектирование завода с годовым выпуском в объёме около 120 000 тонн водоизмещения новых судов и возможностью выполнения ремонта кораблей всех классов.

Во исполнение решения Совнаркома СССР от 09.03.1936 совместным приказом начальника Главморпрома Муклевича Р. А. и начальника Морских сил РККА Орлова В. М. была назначена комиссия по выбору площадки под строительство завода. В 03.1936 комиссия во главе с начальником Бюро по проектированию заводов и верфей «Проектверфь» Сафроновым Т. В. прибыла в Архангельск. После обследования местности для строительства была выбрана территория в районе Николо-Корельского монастыря на берегу Никольского устья Северной Двины.

29.05.1936 приказом народного комиссара тяжёлой промышленности СССР Орджоникидзе Г. К. начальником строительства завода был назначен Кирилкин Иван Тарасович.

31.05.1936 Совет труда и обороны СССР принял постановление № ОК-137 «О строительстве Архангельского судостроительного завода», в соответствие с которым первая очередь завода должна была войти в строй к I-му кварталу 1939 года; вторая – к III-му кварталу 1939 года; а весь завод – к IV-му кварталу 1940 года. Директивный срок закладки первого корабля правительство определило 1938 годом.

18.06.1936 на берег Никольского устья Северной Двины прибыла первая группа строителей.

01.07.1936 считается официальной датой начала строительства Архангельского судостроительного завода. С этого момента началось возведение жилья и административных зданий для персонала стройки, прокладывались дороги, строились первоочередные подсобные предприятия, склады и мастерские. В качестве общежития первым строителям служил пароход «Иван Каляев».

В 07.1936 главным инженером проекта завода был назначен Борисов Алексей Александрович.

В 09.1936 начала действовать первая временная электростанция, состоя­щая из работающего на дровах локомобиля (29 л. с.) и соединённого с ним трехфазного генератора. От электростанции заработали первый механический копёр и сверлильный станок, появился свет в первых бараках и общежитиях при монастыре.

К 10.1936 было завершено строительство десяти двухэтажных домов. Наряду с несколькими каркасными бараками они положили начало рабочему посёлку. В бывшем монастыре был смонтирован первый коммутатор телефонной связи.

Первые строители Архангельского судостроительного завода на пароходе «Иван Каляев». Справа стоит начальник строительства Кирилкин И. Т. Пароход «Иван Каляев»
Первые строители Архангельского судостроительного завода на пароходе
«Иван Каляев». Справа стоит начальник строительства Кирилкин И. Т. [2]
1936 год
Пароход «Иван Каляев» [6]

28.01.1937 народный комиссар тяжёлой промышленности СССР Орджоникидзе Г. К. утвердил проектное задание Архангельского судостроительного завода.

01.04.1937 Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета рабочий посёлок Судострой Приморского района Северной области при строящемся Архангельском судостроительном заводе получил официальный статус населённого пункта.

Официальной датой начала производственной деятельности считается 21 декабря 1939 года – день закладки на стапеле первого корабля, линкора «Советская Белоруссия». Заводу был присвоен номер 402. Созданный для постройки крупных кораблей – линкоров и крейсеров – завод в годы войны приступил к строительству больших морских охотников, эсминцев, дизельных подводных лодок, паромов, лихтеров, плавбаз и плавмастерских, также обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и ремонт судов, доставлявших Северным морским путем грузы союзников. До 1945 года отремонтировано 139 кораблей и судов, осваивались и выпускались новые виды военной техники. В первые послевоенные годы завод № 402 оставался основной базой на Севере страны по ремонту кораблей ВМФ, участвовал в реализации программы «Десятилетний план военного кораблестроения на 1946-1955 годы». В начале 1950-х закончилось строительство первой очереди завода. К середине 1950-х на северодвинской верфи сданы флоту 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта). В эти же годы завод приступил к постройке дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 611 и его модификаций. По проекту В611 создан первый отечественный подводный ракетоносец. В сентябре 1955 года корабль прошел испытания и успешно провел стрельбы. Всего на Севмаше до 1962 года построено 33 ДЭПЛ. 24 сентября 1955 года состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627. Через три года АПЛ была передана ВМФ в опытную эксплуатацию, в 1962 году получила название «Ленинский комсомол». За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награжден орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, удостоена орденов и медалей. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта. На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу. Атомные субмарины второго поколения проекта 667А создавались в ответ на строительство в США в начале 1960-х годов АПЛ типа «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту. Головной корабль был передан флоту в 1967 году. За пять лет в строй введены 24 атомных ракетоносца. Паритет с США по морской составляющей ядерных сил был достигнут. В 1972-1974 годах в Северодвинске построено 10 АПЛ проекта 667Б с 12 межконтинентальными баллистическими ракетами. АПЛ проекта 667БД имели на вооружении 16 ракет. В 1976 году в состав флота начали поступать подводные ракетоносцы проекта 667БДР, а в 1984-ом 667БДРМ, вооруженные 16 морскими ракетами с разделяющимися головными частями. В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов. В середине 70-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Для постройки АПЛ третьего поколения производственные мощности Севмаша были удвоены. В 1980 году построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами. Год спустя вошел в строй головной подводный ракетоносец проекта 941 (сейчас крейсер «Дмитрий Донской») с ракетным комплексом «Тайфун». Эта АПЛ занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая атомная подлодка в мире. В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м – самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения. В 80-90-х годах построена серия многоцелевых АПЛ проекта 971. Всего Севмаш сдал Военно-Морскому Флоту 128 атомных подводных лодок. Труд коллектива получил достойную оценку: среди корабелов 16 Героев Социалистического Труда, 1 Герой РФ, большая группа работников удостоена высоких наград.

Часть 2. Современное состояние


Использованные источники

[1] Сайт «СЕВМАШ».

[2] Сайт «ВикипедиЯ».

[3] Борисов А. А. История проектирования и строительства Северного машиностроительного предприятия в городе Северодвинске (Воспоминания). – СПб: ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», 2011.

[4] Сайт «Ягринлаг в судьбах людей и города».

[5] Сайт «КПРФ Северодвинск».

[6] Сайт «Емецк online».

Дата последнего изменения: 28.02.2018.